В 2002 г. в соответствии с постановлениями Правительства РФ № 1021 и № 328, постановлением Федеральной энергетической комиссии № 8/9 компании ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» были переданы функции реализации газа населению, находившиеся ранее в ведении газораспределительных организаций – АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» (Республика Коми) и АО «Котласгазсервис» (Архангельская область). Теперь эти газораспределительные организации занимаются только транспортировкой и эксплуатацией газовых сетей.
Перераспределение функций было сделано для того, чтобы наладить четкую систему оплаты населения за природный газ и уйти от посредников в лице газораспределительных организаций, службы заказчика и предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с новыми задачами в ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» в 2003 г. начал работу абонентский отдел, отвечающий за поставку газа населению и сбор оплаты. Позже абонентский отдел был преобразован в абонентскую службу.
В Архангельской области г.Котлас стал первым, где ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» перешло на прямые договорные отношения с населением. Результаты этой работы обнадежили и подтвердили: посредники при сборе платежей за газ у населения, каковыми являлись городские «службы заказчика», не нужны.
Тогда же в ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» проанализировали процесс поставки газа в Республике Коми и приняли решение о переходе в течение 2004 года на прямые договорные отношения с населением республики.
Сначала новую схему работы реализовали в Ухте, согласно которой из общей квитанции на коммунальные услуги выделили оплату за газ. Летом 2004 региональная компания осуществила переход на прямые договорные отношения с населением Сосногорска, чуть позже – с населением Сыктывкара. Затем эта работа продолжилась в других городах республики. В 2006 году абонентский отдел был реорганизован в абонентскую службу.
Работники абонентских участков выполняют комплекс работ по начислению и сбору платежей населения за газ в 59 населенных пунктах. За прошедшие годы абонентская служба региональной компании провела большую работу. Были выявлены основные причины потерь газа у населения и приняты меры по их сокращению. Налажены эффективные взаимоотношения с органами социальной защиты населения. Сформирована база данных практически по всем газифицированным населенным пунктам республики. Получена точная, полная картина потребления газа населением. Находясь в головном офисе в Ухте, можно увидеть, какой объем газа поставлен каждому абоненту, его прошедшие платежи, накопившиеся долги, ведущуюся с должниками работу, ее результаты, а также, какое газовое оборудование имеет каждый абонент, есть ли счетчик, срок его поверки.
Уровень оплаты потребителей, %:
Работа с должниками
Работники абонентских участков проводят большую работу с гражданами, имеющими задолженность по оплате за газ. Они направляют должникам уведомления и претензии о задолженности, ежемесячно предоставляют в мировые суды документы для взыскания задолженности, и в качестве крайней меры отключают газ путем установления блокирующего устройства либо металлической заглушки. Подключение должника осуществляется после полного погашения долга, оплате работ по отключению и подключению газа.
Структура просроченной дебиторской задолженности за газ (население 0,6%):